понедельник, 21 марта 2016 г.

Термозакрепляемые VS парозакрепляемые краски?

Вопрос, какие краски для росписи использовать, волнует каждого, желающего заниматься батиком. На эту тему в интернете есть множество форумов, споров и доводов в пользу тех и других красок. Причем споры часто очень категоричные, бескомпромиссные.

Я, как человек, очень долго работавший именно термозакрепляемыми красками, тоже хочу высказать свое мнение.

1. Профессиональными называют именно парозакрепляемые краски. Я бы не стала так говорить. Ведь скорее важно не чем мастер рисует, а КАК. В руках профессионала все краски профессиональные. К тому же понятие современного батика настолько обширно, в него входит совершенно разные стили и техники, что какой-то один вид красок называть профессиональными, просто невозможно. 

2. Дискуссионный вопрос: какие краски выбрать для знакомства с батиком. Тут мое мнение однозначно - термозакрепляемые, но их лучше брать импортные - Marabu, Javana, Pebeo. При знакомстве с батиком, когда основные работы небольшие, это какие-то панно, маленькие платочки, заморачиваться с запариванием не хочется. Маленькое изделие проще прогладить быстро утюгом и наслаждаться своим произведением. Термозакрепляемые краски позволяют попробовать разные техники. У всех производителей есть сгустители красок, акварельные грунты - можно поэкспериментировать со свободной росписью. Солевой эффект получается лучше с термозакрепляемыми красками. У производителей термозакрепляемых красок очень богатая цветовая палитра. Для новичков, кто еще не очень хорошо владеет цветом, боится смешивать, никаких проблем в этом плане не возникнет. Легко найти подходящий оттенок уже готовым. 

3. Краски парозакрепляемые лучше смешиваются. Это просто факт. Для работы с цветом они просто волшебны. При работе с термозакрепляемыми красками мне не нравилось, что некоторые цвета плохо смешиваются. Например, все красные оттенки плохо смешиваются. Красный + желтый дают очень тусклый и невнятный оранжевый, красный+синий дают какую-ту бурду, фиолетовый цвет ни чем не напоминающую. А с парозакрепляемыми работать одно удовольствие, цвета при смешивании все яркие получаются. 

4. Термозакрепляемые краски утяжеляют ткань, частично убирают блеск. Особенно это ощущается при росписи плотных тканей. Это тоже факт. Иногда это плюс. Например, при росписи галстуков - лишняя прочность нам не помешает. Или при росписи очень тонкого невесомого шелка. При росписи панно это вообще не играет роли. Но все же - чаще это минус. Если мы хотим расписывать в основном аксессуары, одежду, то лучше конечно парозакрепляемые краски, чтобы шелк струился, переливался и оставался таким же невесомым. 

5. Закрепление краски на ткани. Конечно, термозакрепляемые краски в этом плане проще. Многих пугают парозакрепляемые краски именно тем, что их потом нужно запаривать. Какое-то ведро, огромная кастрюля, свернуть в бумагу, да осторожно надо, потом подвесить, и надеяться, что краска где-то не потечет или не образуются заломы. Есть конечно большие профессиональные запариватели - такие металлические трубы. Но чтобы их использовать, нужна своя студия или частный дом. Можно еще просить запарить в автоклавах, стерилизаторах в больницах. Но у меня таких знакомых, работающих в медицине, нет. Ведра большого и кастрюли нет, плита современная электрическая индукционная, к ней вообще не вся посуда подходит. И так бы я не стала рисовать парозакрепляемыми красками, пока не увидела мастер-класс Светланы Крашенинниковой, с рассказом о том, как она запаривает в духовке! Если кто еще не видел, очень рекомендую. После него я решилась на парозакрепляемые краски. И пока пишу пост мои новые работы запариваются в духовке))

Работы, выполненные разными типами красок получаются разными. Часто можно с ходу сказать, чем выполнена роспись у мастера, даже если не щупать ткань.

При росписе парозакрепляемыми красками мои работы получаются чуть другими. Это такие нюансы, которые я пока не готова описать словами, пока только их чувствую и вижу. У меня за плечами большой опыт работы термозакрепляемыми красками, и каких-то их свойств при росписи парозакрепляемыми красками мне не хватает. Не хватает какой-то плотности, объемности. Парозакрепляемые окрашивают сами волокна, проникая вглубь. Из-за этого роспись мне кажется не такой объемной, более плоской. хотя объем на рисунке мы конечно создаем не слоями краски, а цветом, тем не меннее, я это так чувствую.

Но, несмотря на все вышесказанное, после работы с парозакрепляемыми, к термозакрепляемыми красками мне возвращаться не хочется! Для меня самым важным и решающим оказался момент, описанный в п.3. Работа с цветом совершенно другая. Я испытываю удовольствие, смешивая краски. После высыхания краски она не превращается в мусор, а ее можно развести и продолжить работу.

Конечно, термозакрепляемые краски я выбрасывать не буду. Я их оставила для мастер-классов, свободной росписи, росписи открыток.

В общем, творите, пробуйте, сравнивайте, решайте что лучше и составляйте свое мнение.
Надеюсь, мой пост кому-нибудь окажется полезен.


Комментариев нет: